Своими корнями народные инструменты Украины
достигают времен Киевской Руси. Древнерусский гудок, гусли, продольные
флейты, свирель, бубен - все эти тогдашние инструменты вошли в
музыкальную культурe русского, украинского и белорусского народов.
Бытования о ряде ярких самобытных музыкальных инструментов, таких как цимбалы, волынка, трембита, бык, козобас, связаны преимущественно с культурой западноукраинских областей.
Музыкальные инструменты, как и вся культура украинского народа, имеют в своей биографии драматические и даже трагические страницы. Неудивительно, что еще два-три десятилетия назад многие из самобытных инструментов считались навсегда выбывшими из употребления. Государственный музей театрального, музыкального и киноискусства УССР поставил цель собрать уникальные народные музыкальные инструменты и сведения о них.
Давайте ознакомимся с основными из них.
Козобас
Оригинальным народным произведением, вобравшего в себя ряд элементов музыкального быта Гуцульщины, стал козобас. На свадьбах, когда музыканты уже расходились, а люди еще хотели веселиться, гости делали импровизированную виолончель: в ведро вставляли коромысло, его верхний конец и лужайку ведра соединяли проволокой. Музыка ударял палкой по проводу или протягивал ней, будто смычком. С таким устройством "циганилы" на свадьбе, водили на рождественский праздник козу, имитируя ее голос. Так и родилась идея сделать необычную виолончель с оригинальным резонатором в виде барабана (вместо прежнего ведра). Гриф, как правило, украшает головка козы, иногда над ней, как зонтик, прикреплена металлическая тарелочка, звон которой дополняет аккомпанемент струнного ударного инструмента. Неудивительно, что его назвали козобас.
Этот музыкальный инструмент быстро распространился в профессиональных и самодеятельных фольклорных коллективах Украины.
Волынки
Дуда, коза, баран, мех - все это названия одного и того же народного музыкального инструмента, который известен многим народам мира.
Но наиболее распространенная его название - волынка. С выделанной кожи козы, овцы или теленка делают сплошной мех, который служит резервуаром для воздуха. В одно из отверстий меха вставляют трубку, через которую музыкант вдувает воздух. Вторая трубка - игровая. В ней, кроме пищиков, есть шесть отверстий для изменения высоты звука. А третья трубка с басовым пищиком обеспечивает постоянный звук. Наполнив мешок воздухом, музыкант нажимает на него локтем и посылает воздух в игровую и бурдонную трубки, чем вызывает визгливое звучания пищиков. В этот момент музыкант может спеть один куплет песни, сопровождая пение собственной игрой на дуде.
На Украине этот инструмент входил в состав оркестра войска Запорожского, а теперь звучит преимущественно в западноукраинских областях. Изготавливая дуду, гуцульские мастера со вкусом украшают каждую ее деталь, прибегая к резьбе по дереву и рогу, чеканке по металлу. Кожаный мешок украшают бахромой, кистями, металлическими погремушками. Порой такой инструмент украшают скульптурной головкой козы.
Гудки
З давних времен на Украине использовался народный инструмент, который называли гудок, или дерг. На фресках Софийского собора сохранилось изображение скомороха, который играет на плоском грушевидном струнном инструменте с коротким грифом-шейкой. Струн на инструменте было три, и играли на них дугообразным смычком. Мелодию выигрывали только на одной струне, но, касаясь одновременно двух других струн, смычок вызвал их постоянный (бурдонный) аккомпанемент. Играли на гудке, прижимая корпус к груди, а иногда держали вертикально, опирая его на колено. Играли на гудках бродячие музыканты, придворные скоморохи, встречались и ансамбли гудошников, которые использовали инструменты различных размеров.
Соответствующими были и названия этих инструментов: гудочок, гудок, гудило, гудище. Игру на любом струнном инструменте в древности называли гудьбой.
Один из самых старинных струнных смычковых инструментов восточных славян в середине XVII века испытал большую трагедию. Так, согласно указу патриарха Никона, гудок и другие "бесовские инструменты", которые создавались руками талантливых мастеров, отбирали у людей и сжигали. Попытки возродить гудок совпали со временем распространения совершенного из смычковых инструментов - скрипки. В XIX веке она окончательно вытеснила гудок.
В последние десятилетия отдельные музыкальные мастера и фольклорные коллективы республики пытаются возродить и усовершенствовать этот инструмент.
Гусли
Давний струнный щипковый инструмент восточных славян гусли является народным музыкальным инструментом россиян, чехов, словаков и многих других народов. О его бытовании в Киевской Руси свидетельствует и автор "Слова о полку Игореве", и фрески Софийского собора.
Различают несколько конструкций гуслей. Древнейшие и простейшие гусли имеют вид плоской дощечки с натянутыми на нее струнами. Это гусли "звончасти" - инструмент скоморохов, рассказчиков былин, поэтов. Корпус гуслей мог быть выдолбленным из дощечки клена, ивы, березы. Во время игры инструмент кладут на колени. Пальцами правой руки защипывают или ударяют по струнам, а пальцами левой - глушат те струны, которые не должны в этот момент звучать. На таких гуслях, имеющих до четырнадцати струн, играют песни, танцы, аккомпанируют собственному пению.
Совершенной разновидностью гуслей являются так называемые шлемоподобные гусли или гусли-псалтырь. Они больше по размеру, имеют глубокий корпус с параллельными деками и увеличенным количеством струн (от одиннадцати до тридцати шести). Звук извлекается щипком пальцев и имеет чистое благородное звучание. На этих гуслях часто сопровождали псалмы.
Гусли-ящик, гусли-стол - это качественно новый вид гуслей, имеющих свыше 50 струн. Они появились в XVII веке и нашли применение в кругу музыкантов-профессионалов при царском дворе, в дворянских усадьбах, у духовенства.
Кобза, бандура
Некоторые исследователи считают, что первую славу украинские певцы-рапсоды поделили с кобзой, поэтому их и звали кобзарями. Бандура же подхватила славу и, как более совершенная, вытеснила кобзу. Другие утверждают, что кобза и бандура почти одновременно в течение веков взаимодополняли друг друга и стали инструментом, на который распространяются оба названия: кобза или бандура. Сторонники этих версий не могут сказать, ккой была кобза и какой бандура, какое между ними конструктивное отличие.
Начиная с XVI в. литературные и иконописные источники свидетельствуют о бытовании на территории Украины струнных музыкальных инструментов, которые назывались кобзами, но имели разную форму и конструкцию, требовали отличных приемов игры и различного музыкального назначения. Среди этих инструментов появляются и те, которые имели рядом с ладовым грифом струны на корпусе. В них и воплощена идея будущего аккомпанирующего инструмента, на котором не перебирают струны, а щипком добывают серебристые звуки из определенных струн, НЕ прижимая их. Так, освободившись впоследствии от ладов на грифе, этот инструмент станет оригинальным произведением украинского народа, на котором сопровождали свои песни и думы легендарные кобзари. Корпус инструмента был овальным, выдолбленным из ивы, груши, ореха или другого дерева. Сначала он имел почти симметричную, а с увеличением струн на корпусе - асимметричную форму. А относительно названия, то одновременно с прежней - кобза - на инструмент распространилась и новая - бандура.
Свирель, кувички
Во всем мире известна многоствольная флейта, которую в древние времена называли флейтой Пана в честь мифического бога пастухов. Согласно античной легенде Пан соревновался в игре с покровителем муз Аполлоном. Первый играл на пастушьей флейте (так называли многоствольную флейту), второй - на арфе. Как показывает легенда, победил Аполлон, ведь он играл на более совершенном и изящном инструменте.
В украинской народной музыке известно несколько разновидностей многоствольной флейты. Самый простой из них - кувички. Музыканты также различают свирель со свистковым устройством и без него, правосторонние и левосторонние, в зависимости от высотного расположения звуков в восходящем или обратном порядке.
Свистульки, окарины
Окарина в переводе с итальянского - гусеничка. Так назвали свистковую флейту, что делается из глины или дерева, имеет яйцевидную (сферическую) форму и свистковое устройство, которое содержится в специальном поперечном отводе, в инструменте есть 10 игровых отверстий. Звучание окарины сказочное, порой фантастическое. Игрой на окарине имитируют звуки диких животных, птиц и особенно неподдельно - ковку кукушки, из-за чего на Украине окарину зовут Кукушка. У самой большой окарины звук - словно гигантской морской раковины.
Среди детских игрушек и изделий декоративно-прикладного искусства часто встречаются керамические птички, кузнечики, козлики, барашки, ярко раскрашенные и покрытые глазурью. Многие из них имеют свистковый и один-два пальцевых отверстия. Это - свистульки, на которых можно выполнять простые мелодии. Пользуются ими преимущественно дети. Свистульки в виде птиц, животных и рыб относятся к окариноподобным народным инструментам.
Трубы
Многочисленные литературные источники донесли до нас сведения о бытовании в военной музыке украинского казачества деревянной конусообразной трубы, называемой горной, или казацкой трубой. К сожалению, тогдашний инструмент не сохранился. Известно лишь, что это был военный сигнальный инструмент.
Не имея точных сведений о строении старинной трубы, исследователи делают предположение, что было две разновидности этого инструмента. Первый - с мундштуком, без пальцевых отверстий, второй - с тростью (пищиком) и пальцевыми отверстиями.
Бытования о ряде ярких самобытных музыкальных инструментов, таких как цимбалы, волынка, трембита, бык, козобас, связаны преимущественно с культурой западноукраинских областей.
Музыкальные инструменты, как и вся культура украинского народа, имеют в своей биографии драматические и даже трагические страницы. Неудивительно, что еще два-три десятилетия назад многие из самобытных инструментов считались навсегда выбывшими из употребления. Государственный музей театрального, музыкального и киноискусства УССР поставил цель собрать уникальные народные музыкальные инструменты и сведения о них.
Давайте ознакомимся с основными из них.
Козобас
Оригинальным народным произведением, вобравшего в себя ряд элементов музыкального быта Гуцульщины, стал козобас. На свадьбах, когда музыканты уже расходились, а люди еще хотели веселиться, гости делали импровизированную виолончель: в ведро вставляли коромысло, его верхний конец и лужайку ведра соединяли проволокой. Музыка ударял палкой по проводу или протягивал ней, будто смычком. С таким устройством "циганилы" на свадьбе, водили на рождественский праздник козу, имитируя ее голос. Так и родилась идея сделать необычную виолончель с оригинальным резонатором в виде барабана (вместо прежнего ведра). Гриф, как правило, украшает головка козы, иногда над ней, как зонтик, прикреплена металлическая тарелочка, звон которой дополняет аккомпанемент струнного ударного инструмента. Неудивительно, что его назвали козобас.
Этот музыкальный инструмент быстро распространился в профессиональных и самодеятельных фольклорных коллективах Украины.
Волынки
Дуда, коза, баран, мех - все это названия одного и того же народного музыкального инструмента, который известен многим народам мира.
Но наиболее распространенная его название - волынка. С выделанной кожи козы, овцы или теленка делают сплошной мех, который служит резервуаром для воздуха. В одно из отверстий меха вставляют трубку, через которую музыкант вдувает воздух. Вторая трубка - игровая. В ней, кроме пищиков, есть шесть отверстий для изменения высоты звука. А третья трубка с басовым пищиком обеспечивает постоянный звук. Наполнив мешок воздухом, музыкант нажимает на него локтем и посылает воздух в игровую и бурдонную трубки, чем вызывает визгливое звучания пищиков. В этот момент музыкант может спеть один куплет песни, сопровождая пение собственной игрой на дуде.
На Украине этот инструмент входил в состав оркестра войска Запорожского, а теперь звучит преимущественно в западноукраинских областях. Изготавливая дуду, гуцульские мастера со вкусом украшают каждую ее деталь, прибегая к резьбе по дереву и рогу, чеканке по металлу. Кожаный мешок украшают бахромой, кистями, металлическими погремушками. Порой такой инструмент украшают скульптурной головкой козы.
Гудки
З давних времен на Украине использовался народный инструмент, который называли гудок, или дерг. На фресках Софийского собора сохранилось изображение скомороха, который играет на плоском грушевидном струнном инструменте с коротким грифом-шейкой. Струн на инструменте было три, и играли на них дугообразным смычком. Мелодию выигрывали только на одной струне, но, касаясь одновременно двух других струн, смычок вызвал их постоянный (бурдонный) аккомпанемент. Играли на гудке, прижимая корпус к груди, а иногда держали вертикально, опирая его на колено. Играли на гудках бродячие музыканты, придворные скоморохи, встречались и ансамбли гудошников, которые использовали инструменты различных размеров.
Соответствующими были и названия этих инструментов: гудочок, гудок, гудило, гудище. Игру на любом струнном инструменте в древности называли гудьбой.
Один из самых старинных струнных смычковых инструментов восточных славян в середине XVII века испытал большую трагедию. Так, согласно указу патриарха Никона, гудок и другие "бесовские инструменты", которые создавались руками талантливых мастеров, отбирали у людей и сжигали. Попытки возродить гудок совпали со временем распространения совершенного из смычковых инструментов - скрипки. В XIX веке она окончательно вытеснила гудок.
В последние десятилетия отдельные музыкальные мастера и фольклорные коллективы республики пытаются возродить и усовершенствовать этот инструмент.
Гусли
Давний струнный щипковый инструмент восточных славян гусли является народным музыкальным инструментом россиян, чехов, словаков и многих других народов. О его бытовании в Киевской Руси свидетельствует и автор "Слова о полку Игореве", и фрески Софийского собора.
Различают несколько конструкций гуслей. Древнейшие и простейшие гусли имеют вид плоской дощечки с натянутыми на нее струнами. Это гусли "звончасти" - инструмент скоморохов, рассказчиков былин, поэтов. Корпус гуслей мог быть выдолбленным из дощечки клена, ивы, березы. Во время игры инструмент кладут на колени. Пальцами правой руки защипывают или ударяют по струнам, а пальцами левой - глушат те струны, которые не должны в этот момент звучать. На таких гуслях, имеющих до четырнадцати струн, играют песни, танцы, аккомпанируют собственному пению.
Совершенной разновидностью гуслей являются так называемые шлемоподобные гусли или гусли-псалтырь. Они больше по размеру, имеют глубокий корпус с параллельными деками и увеличенным количеством струн (от одиннадцати до тридцати шести). Звук извлекается щипком пальцев и имеет чистое благородное звучание. На этих гуслях часто сопровождали псалмы.
Гусли-ящик, гусли-стол - это качественно новый вид гуслей, имеющих свыше 50 струн. Они появились в XVII веке и нашли применение в кругу музыкантов-профессионалов при царском дворе, в дворянских усадьбах, у духовенства.
Кобза, бандура
Некоторые исследователи считают, что первую славу украинские певцы-рапсоды поделили с кобзой, поэтому их и звали кобзарями. Бандура же подхватила славу и, как более совершенная, вытеснила кобзу. Другие утверждают, что кобза и бандура почти одновременно в течение веков взаимодополняли друг друга и стали инструментом, на который распространяются оба названия: кобза или бандура. Сторонники этих версий не могут сказать, ккой была кобза и какой бандура, какое между ними конструктивное отличие.
Начиная с XVI в. литературные и иконописные источники свидетельствуют о бытовании на территории Украины струнных музыкальных инструментов, которые назывались кобзами, но имели разную форму и конструкцию, требовали отличных приемов игры и различного музыкального назначения. Среди этих инструментов появляются и те, которые имели рядом с ладовым грифом струны на корпусе. В них и воплощена идея будущего аккомпанирующего инструмента, на котором не перебирают струны, а щипком добывают серебристые звуки из определенных струн, НЕ прижимая их. Так, освободившись впоследствии от ладов на грифе, этот инструмент станет оригинальным произведением украинского народа, на котором сопровождали свои песни и думы легендарные кобзари. Корпус инструмента был овальным, выдолбленным из ивы, груши, ореха или другого дерева. Сначала он имел почти симметричную, а с увеличением струн на корпусе - асимметричную форму. А относительно названия, то одновременно с прежней - кобза - на инструмент распространилась и новая - бандура.
Свирель, кувички
Во всем мире известна многоствольная флейта, которую в древние времена называли флейтой Пана в честь мифического бога пастухов. Согласно античной легенде Пан соревновался в игре с покровителем муз Аполлоном. Первый играл на пастушьей флейте (так называли многоствольную флейту), второй - на арфе. Как показывает легенда, победил Аполлон, ведь он играл на более совершенном и изящном инструменте.
В украинской народной музыке известно несколько разновидностей многоствольной флейты. Самый простой из них - кувички. Музыканты также различают свирель со свистковым устройством и без него, правосторонние и левосторонние, в зависимости от высотного расположения звуков в восходящем или обратном порядке.
Свистульки, окарины
Окарина в переводе с итальянского - гусеничка. Так назвали свистковую флейту, что делается из глины или дерева, имеет яйцевидную (сферическую) форму и свистковое устройство, которое содержится в специальном поперечном отводе, в инструменте есть 10 игровых отверстий. Звучание окарины сказочное, порой фантастическое. Игрой на окарине имитируют звуки диких животных, птиц и особенно неподдельно - ковку кукушки, из-за чего на Украине окарину зовут Кукушка. У самой большой окарины звук - словно гигантской морской раковины.
Среди детских игрушек и изделий декоративно-прикладного искусства часто встречаются керамические птички, кузнечики, козлики, барашки, ярко раскрашенные и покрытые глазурью. Многие из них имеют свистковый и один-два пальцевых отверстия. Это - свистульки, на которых можно выполнять простые мелодии. Пользуются ими преимущественно дети. Свистульки в виде птиц, животных и рыб относятся к окариноподобным народным инструментам.
Трубы
Многочисленные литературные источники донесли до нас сведения о бытовании в военной музыке украинского казачества деревянной конусообразной трубы, называемой горной, или казацкой трубой. К сожалению, тогдашний инструмент не сохранился. Известно лишь, что это был военный сигнальный инструмент.
Не имея точных сведений о строении старинной трубы, исследователи делают предположение, что было две разновидности этого инструмента. Первый - с мундштуком, без пальцевых отверстий, второй - с тростью (пищиком) и пальцевыми отверстиями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий