Пение появилось в глубокой древности. Не сразу первобытный человек запел
песню. Сначала это, вероятно, были отдельные мелодичные или ритмичные
возгласы. Некоторые примеры промежуточного состояния между речью
и пением можно найти и сегодня. Один такой пример уже приводился
в предыдущем учебнике. Помните дружные выкрики грузчиков?
В главе о происхождении танцев упоминались древние
первобытные обряды. Издавна человек хотел понять огромный мир, в котором
он живёт. Люди поклонялись таинственным силам, управляющим этим миром.
В обрядах они пытались общаться со своими божествами через заклинания,
молитвы, ритуальные танцы.
С богами говорили не так, как с обычными соплеменниками.
Обрядовые молитвы и заклинания произносились с особой выразительностью —
ритмично, нараспев. Так рождались первые песни.
Постепенно песни и музыка всё больше входили в жизнь людей. Матери напевали детям колыбельные песни; женщины пели за прялкой; мужчины, выполняя совместную тяжёлую работу, помогали себе трудовыми песнями. Часто и плясали под песни, которые называли плясовыми песнями.
Так складывалось народное музыкальное творчество — музыкальный фольклор.
- «Фольклор» — английское слово. «Folk» — «народный»,
«lore» — «знания, мудрость». В понятие «фольклор» входит всё народное
творчество: и песни, и сказки, и обряды, и игры, и художественные
промыслы — всё то, что создано творческим духом народа. Поэтому, говоря
о народной музыке, можно уточнить: «музыкальный фольклор». Но не стоит
говорить «народный фольклор», потому что первая половина слова —
«folk» — уже означает «народный». «Ненародного» фольклора не бывает. Есть две важные особенности, которые отличают народное творчество от профессионального.Во-первых, народное творчество всегда устное, тогда как профессиональное — письменное.Во-вторых, в народном творчестве нет авторов и авторства, оно безымянно, анонимно.Народное творчество — устное анонимное творчество.Что значит устное — понятно. Ни песни, ни сказки, ни былины никто никогда не записывал, они передавались из уст в уста из поколения в поколение.Понятно также, что устная передача не могла быть абсолютно точной. Кто-то что-то забыл и присочинил, а кто-то и не забыл, да специально присочинил, потому что так больше нравится. И у одной песни оказывались сотни и тысячи авторов, которые не одно столетие дорабатывали и перерабатывали её.У самых пытливых из вас уже, наверное, вертится на языке вопрос: ведь песни не только передавали, но и придумывали новые? Кто-то же их придумывал?Да, у некоторых песен были, вероятно, авторы, которые так и остались безымянными. Другие песни складывали из «кирпичиков» старых песен: отдельных строчек слов и отдельных фраз мелодии. Часто возникали разные варианты одной и той же песни. А иногда народными песнями становились литературные произведения. Например, известную народную песню «Коробейники» сложили на слова стихотворения Николая Алексеевича Некрасова. Становились народными и некоторые мелодии, сочинённые композиторами.Но были песни, которые почти не изменялись на протяжении многих веков, — это обрядовые песни.Народ бережно хранил традиции старинных обрядов. В крестьянском быту очень долго сохранялись такие обряды, древние суеверия. Отголоски этой старины можно найти и в современных свадебных или похоронных обрядах. Большинство обрядов было связано с определённым временем года. Для крестьянина времена года имеют огромное значение, ведь от погоды зависит урожай. В древних обрядах люди обращались к силам природы и просили у них хорошего урожая, благоприятной погоды. В некоторых глухих деревнях старинные обряды в своём первозданном виде сохраняются до наших дней. Фольклорные экспедиции привозят из таких районов магнитофонные записи древних обрядовых песен, а потом учёные-фольклористы кропотливо расшифровывают эти фонограммы, чтобы точно записать их нотами, сохраняя все мельчайшие подробности народной мелодии. Изучая эти песни, можно представить себе, какой была народная музыка много веков назад.
Комментариев нет:
Отправить комментарий